У Горностая

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » У Горностая » Военно-исторический раздел » Парусный флот, мореплавания и торговля


Парусный флот, мореплавания и торговля

Сообщений 31 страница 37 из 37

31

Продолжение беседы про парусный флот: артиллерия и обратно личный состав.

32

Спуск парусного корабля на воду - на примере спуска американского корабля "Constitution"
https://george-rooke.livejournal.com/957213.html

Спуск на воду даже парусного корабля - это довольно тяжелая инженерная задача, и не всегда получается хорошо.
Что нужно для удачного спуска?
Сначала, перед тем как уложить спусковое устройство, рабочие должны были подготовить почву. Специально для этого для спуска "Конститьюшн" было доставлено сначала 75 тонн камня, дабы вбить его в землю, а потом дополнительно еще 145 тонн камня.
Далее начали строить пандус, высотой в высшей точке 7.5 футов (2.3 метра) и путь общей длинной 145 футов, то есть уклон его составлял 3 градуса. Спусковое устройство обычно состоит из салазок, поддерживающих корпус корабля, и дорожек на наклонной поверхности стапеля, по которым корабль (обычно кормой вперед) на салазках скользит в воду.
И вот 20 сентября должен был произойти спуск корабля на воду. Начался прилив, рабочие нанесли на салазки тостый слой жира, выбили подпорки, и... ничего не произошло. Корабль прошел по стапелю всего 27 футов и остановился.
Начали разбираться. Оказалось, что часть путей от веса корабля вдавило в землю, и спусковое устройство искривилось. Кроме того, рабочие нашли на наклонной поверхности камень размером 4 на 6 дюймов, который килем корабля просто вдавило в одну из досок.
Попытка номер два - 22 сентября. Выправили доски, увеличили высоту наклона на два дюйма (угол теперь составил 3.1 градуса), намазали направляющие жиром, обрубили подпорки заново, и... корабль прошел 31 фут и остановился.
Корабль опять блоками подняли на стапель, и следующий спуск начался только после новых расчетов и переделки спускового устройства под более крутой уклон. Сначала спусковое устройство полностью разобрали, опять уложили дополнительно камня, разравняли, уложили направляющие, теперь угол уклона составил 4 градуса.
Подготовились на отличненько - на бушприте фрегата стоял его новый капитан Джеймс Север (Sever) с бутылкой мадейры в руке, позаимствованной из коллекции вин бостонского купца Томаса Рассела. И вот в 11.30 были выбиты подпорки, и корабль заскользил по сходням. В момент, когда нос корабля вошел в воду, Север разбил о бушприт бутылку мадейры, и таким образом "крестил" USS Constitution, корабль плавно прошел по воде 200 ярдов, далее канаты натянулись, он пошел назад, прошел небольшое расстояние, остановился и закачался на волнах.
Что бы еще добавить?
Ах да, в тот момент в США (как и всегда, как и сейчас) шли политичекие баталии между федералитами и антифедералистами. Первые были за строительство флота, вторые против. Так вот, после двух неудачных спусков USS Constitution антифедералисты чуть вообще не завернули в Конгрессе всю флотскую кораблестроительную программу. Ну а третий - уже удачный - спуск позволил федералистам одержать в голосовании по поводу финансирования вооруженных сил убедительную победу.

33

Экскурсия по нельсоновской "Виктории"

34

Авантюристки во флоте.
https://fitzroymag.com/right-place/avantjuristki/

...Похождения Мэри Энн Тэлбот
Мэри Энн Тэлбот — любовница армейского капитана Эссекса Боуэна, использовала свою связь, дабы не расставаться с любимым, который зачислил её в свой полк под именем Джона Тейлора. В 1793 году под Валансьеном Боуэн был убит. Опечаленная Мэри Энн пораскинула мозгами и решила утешиться, завербовавшись в матросы. Естественно — как мужчина. Что было не совсем естественно, так это факт вербовки не к англичанам, а к французам!

В общем, Мэри Энн дезертировала, пробравшись через Люксембург в Булонь, где превратилась в “ship’s boy” (мальчика на побегушках) на французском судне. Однако в 1794-м эту посудину захватили англичане, после чего “Джона Тейлора” в добровольно-принудительном порядке заставили служить на корабле Его Величества “Брансуик”, где Мэри Энн стала юнгой, “пороховой обезьяной”. В том же году “Брансуик” участвовал в сражении при Уэссане. Для “Джона Тейлора” эта баталия кончилась плохо — Мэри Энн получила серьёзное ранение, ей ампутировали ногу, и авантюристка выбыла из состава флота. Если кто-то думает, что навсегда, то нет — всего на полгода.

Деятельной Мэри Энн прозябать на берегу не захотелось, и она вернулась на флот в 1795-м. Тут авантюристке вновь не повезло — её шлюп был захвачен французами, которые сумели опознать в пленном одноногом моряке бывшего “ship’s boy” с французского судна. Мэри Энн признали дезертиром и посадили в тюрьму в Дюнкерке.

Всё? Как бы не так!

Тэлбот не отчаялась. В 1798 году она бежала из тюрьмы (на одной-то ноге!), вернулась в Лондон, и там нанялась на американский корабль, возвращавшийся в Новый Свет. В Атлантике “американца” остановил английский военный корабль, который решил пополнить команду за счёт янки. Мэри Энн это показалось уж слишком. Решив, что с “неё хватит”, дама раскрыла своё инкогнито и принуждена была на “англичанине” вернуться в Альбион.

Естественно, с флота Мэри Энн выгнали. Несколько лет авантюристка обивала пороги, требуя заслуженной пенсии, а также пыталась реализовать себя как актриса на сцене в Друри-Лейн. Это не помогло. Мэри Энн “покатилась по наклонной”, попав в Ньюгейтскую тюрьму за бродяжничество и долги.

В конце концов одноногую заключённую взял к себе в качестве домашней прислуги Роберт Кирби, настоятель церкви Святого Павла в Лондоне. У Кирби Тэлбот и прожила остаток своей жизни, скончавшись в 1808 году в возрасте 34 лет.

И это не все женщины, которые прикидывались мужчинами в поисках приключений.

35

12 января 1617 года впередсмотрящий с брига "Долфин" заметил парус, движущийся на встречу кораблю. Когда судно подошло поближе, его идентифицировали как двухмачтовую сеттью, корабль, которыми часто пользовались алжирские пираты в своих набегах.
Вахтенный срочно разбудил мастера, мистера Николаса, который сам поднялся на салинг и разглядел пять кораблей, идущих навстречу "Долфину" на всех парусах. Сомнений в том, что это пираты, не осталось.
280-тонный "Долфин" на тот момент возвращался домой с Занте, который покинул 1 января, бурный ветер его "пронес мимо Сицилии" и далее он оказался у берегов Сардинии, что англичане посчитали хорошим предзнаменованием, ибо остров контролировался испанцами.
Дальнейшее изложение строится на отчете Николаса и мемуарах одного из моряков, поэтому та же точность по вооружению пиратов - плюс-минус трамвайная остановка. "Долфин" имел 12 орудий, плюс - 9 вертлюжных пушек на фальшбортах. Пиратский флагман Николас определил как 35-пушечный, остальные корабли пиратов - от 22 до 25 орудий.
Николас решил дать бой. Экипажу срочно раздали мушкеты, пистоли, тесаки, топоры, абордажные сабли, пушки для разогрева зарядили холостыми и дали по выстрелу.
Далее Николас приказал отстоять мессу и раздать людям сухие пайки. К этому времени пираты сблизились с "Долфином" и бой начался. Сначала пиратский флагман бал несколько выстрелов под нос англичанина, приказывая тому лечь в дрейф. Николас ответил выстрелом в сторону пиратов, тем самым показывая, что дает бой. Одна из сеттий начала заходить с кормы, и на пределе дальности Николас приказал дать по ней пару выстрелов из кормовых, надеясь на чудо - лаки-шот. Однако чуда не произошло, ядра упали с большим недолетом.
Надо сказать, что пиратской флотилией командовал английский ренегат, однорукий Роберт Уолсингем, капитанами еще двух кораблей были так же англичане - Келли и Симпсон. Уолсингем приказал открыть ответный огонь, который на большой дистанции реально был неэффективным, и скорее был средством деморализовать команду английского торговца. Однако Николас и его парни были людьми не промах, и "не зассали".
К 12.00 пираты сблизились вплотную и пошли на абордаж, но не по борту, а по корме. Однако с кормы вдруг открылись пушечные порты, до этого задраенные, и пара кормовых орудий дала залп по пиратской сеттье, а сверху команда "Долфина" начала обстрел абордажной партии с верхней палубы. Николас предусмотрительно приказал пару вертлюжных пушек снять с бортов и укрепить на рубке на шканцах, перед световым люком, и зарядить картечью. И когда прореженная абордажная партия пиратов взобралась -таки на квартердек -по ней дали залп эти две "противопехотные убийцы". Разом легло 9 человек, и пираты в панике бросились вниз, на свой корабль.
В этот момент сеттья Уолсингема подходил с борта, пираты, дабы не повредить корпус и сохранить драгоценный груз, вели огонь по мачтам и надстройкам. Николас встретил их огнем тяжелых орудий с главной палубы. В результате судно Уолсингема получило существенные повреждения, и схватило пару ядер под ватерлинию, и Уолсингем быстро развернул корабль и вышел из сражения.
Теперь пиратов осталось четверо против одного "Долфина".
Далее две сеттьи атаковали "Долфин" одновременно с двух сторон. Пираты посыпались на борт с двух сторон "с ятаганами, пиками, мушкетами и другим оружием". Один из турок взобрался на грот-мачту, собираясь срубить флаг,но был застрелен из пистоля в спину лично Николасом. И опять спасли вертлюжные пушки, которые Николас приказал развернуть внутрь верхней палубы и стрелять по абордажным партиям.
Третья атака так же захлебнулась, и пираты откатились на свои суда.
Время уже было 17.00 когда состоялся четвертый штурм. К этому моменту "Долфин" уже был сильно поврежден, пираты не стесняясь вели огонь не только по мачтам и такелажу, но и по корпусу, Николас к тому моменту был дважды ранен, и сам стоял у штурвала, стараясь удержать ветер и дать возможность команде вести огонь с обеих бортов. Моряки "Долфина" понимали что после таких нанесенных пиратам потерь их уже никто не помилует, и выбор у них по сути был невелик - либо победить, либо умереть.
И опять - атака с двух бортов. Николас приказал молчать, и дать залп из орудий главного дека только тогда, "когда между нами и пиратами останется лишь десять ярдов расстояния". Команда торговца нескончаемо терпела обстрел, борта сотрясались от ядер, повсюду были раненные и убитые. 100 ярдов, 50 ярдов, 10 ярдов... Залп! Этот залп, причем с обеих бортов, одновременно, заставил бедный "Долфин" прям подскочить из воды на мгновенье, он же нанес пиратам гигантские повреждения и потери. Одному из успиевших забраться на фальшборт пиратов Николас топором просто снес голову.
Разозленные алжирцы решили забросать корабль ручными гранатами, что вызвало пожар на верхней палубе. Этот пожар по сути стал спасением для "Долфина". Торговец лихо разгорелся, и абордажники турок побоялись лезть на палубу "Долфина". В результате пираты отошли, а потоми вовсе скрылись из виду. Команда же "Долфина" потушила пожар к 23.00, и корабль медленно "похромал" к Сардинии.
Из 37 человек команды "Долфина" 7 человек были убиты, 9 - ранены. Четверо из раненных умерли к тому времени, когда "Долфин" "на честном слове и на одном крыле" дошел до Кальяри.
Из этого боя Левантийская компания, которой "Долфин"и принадлежал, сделала два вывода:
1) Свои корабли надо хорошо вооружать.
2) В капитаны на "танкоопасные" "пиратоопасные" направления надо ставить боевых и храбрых капитанов.

https://george-rooke.livejournal.com/988306.html

36

Развлекухи на парусном флоте: музыка, танцы, пение
https://fitzroymag.com/right-place/trof … poboishhe/

Возвращаясь к вопросу о гастролях разных “рок-групп” на кораблях, хочется поведать две совершенно феерические истории.

Первая. На дворе, точнее — на палубе, 1802 год. Фрегат США “Президент” после долгого крейсерства против берберийских пиратов зашёл в Мессину. Следовало дать отдохнуть экипажу. Поэтому коммодор Ричард Дейл пригласил на борт итальянских музыкантов, чтобы они дали концерт для команды корабля. Выступление местных музыкантов состоялось. Американцам всё очень понравилось. Итальянцев попеременно то поили мадерой или виски, то просили спеть. Те с удовольствием выполняли и то и другое, и в ходе данной движухи так напились, что не заметили, когда корабль отдал швартовы и на всех парусах выскользнул в море. Так совершенно случайно в ВМС США появилась первая “рок-группа” (navy band), точнее — военно-морской ансамбль!

Вторая история, и тоже абсолютно реальная. Правда, музыкантам в ней не позавидуешь. В 1812 году фрегат США “Юнайтед Стейтс” приобрёл ансамбль французско-итальянских музыкантов из 8 человек. Слово “приобрёл” тут совершенно уместно, сейчас поясним почему.

Изначально музыканты плавали на каком-то французском корабле, но были захвачены в 1808 году пробританскими португальцами и доставлены в Лиссабон. Здесь они (судя по всему, принудительно) подписали контракт на работу в качестве ансамбля уже на британском фрегате “Македониэн”, на котором проплавали до января 1813 года. 25 октября 1813 года в 8:30 “Македониэн” встретился с американским фрегатом “Юнайтед Стейтс”.

Поскольку на тот момент шла англо-американская война 1812-1815 годов, результатом рандеву двух фрегатов стал жаркий бой, в результате которого английский корабль потерял из 293 членов экипажа 43 моряков убитыми и 71 раненными. Потери американцев же были ничтожны — 5 человек убиты и ещё 7 ранены. “Юнайтед Стейтс” буквально засыпал противника ядрами. За явным преимуществом янки в 12:00 “Макэдониэн” сдался.

Вместе с английскими матросами в плен была захвачена и франко-итальянская музыкальная “банда”, которой предложили выбор — либо лагерь для военнопленных, либо работа по найму на американском корабле. Интернационально вокально-инструментальный ансамбль почесал затылки, после чего в третий раз сменил место работы. Трофейный ВИА выступал на “Юнайтед Стейтс” с песнями и плясками вплоть до 1815 года.

37

Занятная фишка.
https://ic.pics.livejournal.com/george_rooke/17163161/193160/193160_original.jpg

Вот эта штука - то, чем, пардон, вытирали задницу на английском флоте.
Называлась pull-through, и использовалась очень интересно - после протирки канат, привязанный за один конец, просто бросали вниз, он попадал в бурун воды, и тем самым чистился.))
Распушеная часть называлась "голова" (head). Люди, поскольку ветер дул с кормы, при справлении малой нужды находились спиной к корме, а при справлении большой - спиной к бушприту. Почему так было указано? Да потому, что обычно в туалет ходили по утру, так сказать - на полном ветре) Если было внепланово - то тут уж как сел, так сел.

https://george-rooke.livejournal.com/990636.html


Вы здесь » У Горностая » Военно-исторический раздел » Парусный флот, мореплавания и торговля