У Горностая

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » У Горностая » Военно-исторический раздел » Парусный флот, мореплавания и торговля


Парусный флот, мореплавания и торговля

Сообщений 1 страница 30 из 30

1

В этой теме, ИМХО, будем размещать интересные материалы из истории парусных флотов - и всех перепетий, связанных с парусным мореплаванием (морская торговля, военно-политические предпосылки, экономика и пр. и др.).
В этом смысле очень рекомендую этот ЖЖ: http://george-rooke.livejournal.com/
ну и навскидку несколько тем:
http://george-rooke.livejournal.com/291882.html - о перевозке и содержании рабов на невольничьих кораблях
http://george-rooke.livejournal.com/293374.html - о предпосылках того, шо Британия таки в 19-м веке правила морями
http://george-rooke.livejournal.com/291415.html - резюме по Трафальгару
http://george-rooke.livejournal.com/291136.html - о воровстве в Royal Navy
http://george-rooke.livejournal.com/291008.html - о закупках дерева для британского флота

2

Откуда есть пошел Гранд Флит:
http://george-rooke.livejournal.com/297139.html#cutid1

3

Про то, как был основан Николаев:
http://george-rooke.livejournal.com/298315.html

4

О французских корсарах.
http://george-rooke.livejournal.com/300676.html
Интересный нюанс:

...С 1688 по 1714 годы французское корсарство было довольно выгодным бизнесом, и дошло до того что начиная с 1692 года мсье Поншартрен вообще начал закладывать прибыль от корсарских операций в бюджет. Вы говорите, это Красная Армия брала Киев (Минск, Берлин, Варшаву - нужное подчеркнуть) к требуемому празднику? А как вам такое? Корсарам сверху спускали ПЛАН (вот она - гнилая административно-командная система и плановая экономика Людовика-Солнышка), на какую сумму они должны произвести захваты. Как ни странно, парни довольно часто перевыполняли план.

пример такой деятельности:

...9 июня торговый караван из 400 судов, идущий в Смирну, направился от острова Уайт на запад. Получив данные, что Турвилль с 71 кораблем вышел из Бреста, Хоум Флит снял защиту с конвоя, оставив в эскорте только 20 линейных кораблей, 3 фрегата, 4 брандера, 1 бриг и 2 бомбардирских судна под командованием вице-адмирала Джорджа Рука. Главные силы Ройал Неви вернулись в Торбэй, где Шовель, Киллигрю и Делаваль предались безудержному пьянству на флагманской «Британии». Этот запой союзного флота вошел в историю под названием «Торбэйское сидение». Голландские офицеры напивались так, что не могли стоять, читая приказы по эскадре. Адмирал Эшби пытался соревноваться с триумвиратом в количестве выпитого, однако переоценил свои силы и умер во время одной из пьянок в возрасте 36 лет.
Тем временем у мыса Сент-Винсент 26 июня головные дивизионы Турвилля столкнулась с эскортным соединением Рука (состав эскадры Рука приведен в таблице №6 в конце книги). В 14.00 соединения Габарэ и Паннетье пустились в погоню. Рук хотел драться, но командующий голландскими силами Ван дер Гоес отговорил его и эскорт пустился в бегство. В 18.00 французы открыли огонь, вскоре 64-пушечный «Ардент» и 96-пушечный «Викторьё» захватили 64-пушечный голландский «Зеланд». Флагман Габарэ 100-пушечный «Дофин-Руаяль» принудил к сдаче «Вапен ван Медемблик» (64 орудия). Рук с оставшимися кораблями эскорта и примерно 50 торговыми судами укрылся на Мадейре, а французы смогли захватить и потопить около 100 кораблей с товарами на огромную сумму. Дело в том, что многие из судов конвоя (а туда входили не только английские, но и голландские, и даже ганзейские парусники) были нагружены монетами и драгоценными слитками, так как в Смирне ожидались обширные закупки дефицитных товаров вроде китайского шелка. Общая стоимость захваченного оценивается в 3 миллиона фунтов, что по тем временам было очень много. О ценности этих богатств может сказать следующий факт: государственный бюджет Англии составлял тогда 4 миллиона фунтов стерлингов. Лишь 27 июля, через месяц после захвата Смирнского конвоя, союзники вышли в море, однако, проторчав там без пользы, возвратились в Торбэй, а 8 сентября и вовсе ушли на зимовку к острову Уайт.

и об экономическом эффекте:

3 миллиона фунтов стерлингов по тогдашнему курсу - это 36,16 миллионов ливров. Если учесть, что бюджет Франции при Людовике XIV был равен 100 миллионов ливров, то это треть французского бюджета! Да, в казну пошла 3/5 часть от этого, но и 21 миллионов - это тоже неплохо смотрятся на фоне французского ВВП 100 миллионов.
Пти-Рено на своем корабле "Бон" захватил корабль английской ОИК "Барклей Кастл", добыча составила 7 миллионов ливров, в казну упало 4.2 миллиона.
Наконец, так знакомая любителям капитана Блада Картахена образца 1697 года - захвачено ценностей на 14 миллионов ливров, в казну пошло 8,4 миллиона.

5

Кстати, о Петре зе Грейт. Экономический аспект Северной войны (а то иногда всплывает тема - нафуа надо было Прибалтику присоединять и СПб строить).
http://george-rooke.livejournal.com/303959.html

Примерно с 1715 года он каждое лето высылает свой флот к Бронхольму, где формируются торговые конвои иностранных купцов, и флот СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО сопровождает купцов в Питер и обратно. Этим самым Петр решает несколько задач:
1) Защита от каперов
2) По Англиям и Голландиям идет слух, что балтийский маршрут - безопасный, кроме того – он незатратный (ибо в благословенных Англии и Голландии военным за сопровождение конвоев было принято ПЛАТИТЬ).
3) Идет постоянное увеличение данного маршрута.
4) Не будем забывать и ненавязчивую демонстрацию своего флага.
5) Мы понимаем, что если для англицких, датских, голландских купцов торговля с Россией ЧАСТНАЯ инициатива (бабла срубить по-легкому), то для России - ГОСУДАРСТВЕННАЯ. До нас должно доплыть максимум. Именно поэтому в русскую прибалтику шли конвои в 300-400 судов ЗА РАЗ.
В результате к 1720-м Россия просто ненавязчиво замещает Швецию в экспорте в Англию. То есть те деньги, которые англичане оставляли ранее в Швеции, теперь они оставляют в России.
Еще раз повторю – во главу угла ставится НЕ СОЗДАНИЕ СВОЕГО ТОРГОВОГО ФЛОТА (Петр был реалистом, и понимал, что его за 10-20 лет не создашь), а ЗАЩИТА ТЕХ, КТО ТОРГУЕТ С НАМИ.
Как эпитафия шведской морской торговле и «славься!» российской торговле и мерам по ее увеличению, цитата из Карла Маркса:

Британская торговля в 1697-1700 годах
Экспорт в Россию............ 58 884 ф. ст.
Импорт из России............ 112 252 " "
----------------------------------
Итого: 171 136 ф. ст.

Экспорт в Швецию ................ 57 555 ф. ст.
Импорт из Швеции ........... 212 094 " "
----------------------------------
Итого: 269 649 ф. ст.

В 1716 г. после того, как все шведские области на берегах Балтийского моря и Финского и Ботнического заливов перешли в руки Петра I,

Экспорт в Россию составил 113 154 ф. ст.
Импорт из России . . . , 197 270 " "
Итого: 310 424 ф. ст.

Экспорт в Швецию 24 101 ф. ст.
Импорт из Швеции 136 959 " "
Итого: 161 060 ф. ст.

6

Весьма интересный материал о реформах и стандартизации французского военного флота конца 18-го века.
http://george-rooke.livejournal.com/377302.html

Ну а после войны за Независимость США французы приходят к столь логичному принципу "Лего-конструктора", получившему название "Борда-Сане", названному в честь известного французского инженера и математика Жана-Шарля де Борда, и не менее известного французского кораблестроителя Жака-Ноаля Санэ. Эта парочка предлагает следующее - введение серийного строительства кораблей с использованием абсолютно идентичных заготовок. Своего рода элементы конструктора "Лего", то есть заготовки, хранящиеся на складах,подходят для строительства любого линейного корабля.
Санэ при этом предлагает типовые модели 74-пушечного, 80-пушечного (двухдечные) и 118-пушечного (трехдечный) кораблей. Причем заготовки на них идут абсолютно одинаковые, изменяется только их количество в зависимости от ранга корабля. Все размерения кораблей абсолютно стандартизированы, отклонений не допускается, в общем "бери и строй". При этом согласно требованию нового министра де Кастри длина и ширина 74-, 80- и 118-пушечников должна быть почти идентична (в реале не превышала 20 футов в длину и 20 футов в ширину), чтобы они могли строиться на любых эллингах. Это давало мобильность заказа и строительства кораблей.
Надо сказать, что это был великолепный пример использования науки в методах оптимизации производства и учета запасов. В результате несмотря на большое корабельное строительство, французские потребности остались на уровне 18 тысяч лоадов в год, хотя количество построенных кораблей и используемых ЗИПов увеличилось. То есть к лесу и лесным запасам стали относиться более рационально, уменьшили количество брака, более оптимально распоряжались тем, что есть.
Рекомендуемый к хранению запас увеличили, теперь посчитав его равным 90 тысячам лоадов (то есть запас на 5 лет).
Так же озаботились и правильным складированием запасов. Чтобы не получилось так, что, к примеру, флот находится в Бресте, а запасы - в Тулоне. И в 1786 году была создана "приписка" эскадр к "своему" порту (Брест, Тулон, Рошфор, Лорьян, колониальные станции). То есть если в Тулоне планировали держать 15 ЛК и 18 ФР, то именно на это количество кораблей там и было материалов (на 5 лет естественно). Если на Тобаго не планировался заход более 3 кораблей и 4 фрегатов в год, то и запас там был соответствующий.
Можно смело сказать, что перед Французской революцией флот Франции был наиболее передовым и сбалансированным. Не будь смуты - французы, по крайней мере технически и административно, имели все шансы стать властителями морей.

7

Ну ни х.... себе....
http://george-rooke.livejournal.com/380884.html

Плавучие бордели Его Величества. 
Или HMS "Bordello".
Именно так называли английские корабли, которые отправлялись с ссыльными и переселенцами в Австралию в 30-х годах 19 века. Ходили они под эгидой Роял Неви (несли флаг Св. Георгия), но к флоту фактически не относились
Не так давно на аукционе "Бонамс" в 2010 году был продан дневник Джона Белла, служившего лейтенантом на одном из таких судов, в котором описывается шестимесячное плавание к берегам Австралии.
Куда там учительнице из США, которую осудили на 22 года. "Капитан взял с собой в плавание трех дочерей, и каждую ночь они все втроем разделяли с ним постель" - бесстрастно пишет Белл.
Но вскоре этого капитану показалось мало, и он силком затащил к себе в постель 11 дочерей проповедника МакГоуэна. Драки, пьянство, убийства, изнасилования, содомия, зоофилия, геронтофилия - вот неполный перечень тех безумств, которые сопровождали поселенцев при переезде в неизведанную землю. Напомню, что в это же время американцы, возившие рабов из Африки, относились к ним с гораздо большим пиететом, нежели англичане к своим соотечественникам - переселенцам.
Очень интересны так же рассказы Белла, кого и за что определили на эмигрантские суда. Вот 70-летняя Элизабет Бэкфорд - осуждена за кражу 10 фунтов сыра. Повешение заменено высылкой в Австралию. За время путешествия неоднократно насиловалась.
Вот 9-летний Джон Хадсон - украл муки, изюма и масла на полшиллинга.
11-летний Джеймс Грейс - осужден за кражу двух лент из атласа в лавке старьевщика.
16-летняя Джейн Висхаммер - ничего не украла, просто выдавала себя за дочь британского премьер-министра Питта-младшего. Осуждена на высылку в Австралию, по пути практически ежедневно насиловалась, причем не только членами экипажа и переселенцами, но и домашними животными (это была такая забава матросиков - посмотреть, что и как).
Но женщины были не лучше.
Вот опять из дневника Белла: "Женщины-заключенные и переселенки, высыпавшие на палубу, вели себя, как животные. Они бросались на моряков, на морских пехотинцев, ради "неразборчивых множественных половых актов". Их постыдное желание было просто неуправляемым, ни стыд, ни что-либо другое не могло их сдержать".
Наконец, чтобы как-то ввести все в какое-то русло, капитан постановил, что секс-утехи моряков оплачиваются полупорцией рома, выдаваемой вместо них женщинам. Это было опрометчивое решение, надо сказать. Так мисс Перри, едущая к своему жениху в Веллингтон (Новая Зеландия), получила за ночь 8 полных порций рома за удовлетворение 16 моряков (сильна мисс, ничего не скажешь!).
Таких судов военные корабли сторонились всей душой, ибо капитаны понимали - встреча с HMS "Bordello" - это гарантированная утрата экипажем дисциплины и субординации, а так же бунты и пьянство.
Да, и надо сказать, что матросам и капитанам с эмигрантских кораблей карьера в регулярном флоте была заказана. Ибо считалось, что они слишком развращены, и что не имеют никакого понятия о дисциплине.

8

doktor kurgan написал(а):

Ну ни х.... себе....
http://george-rooke.livejournal.com/380884.html


Текст видимо отсюда
http://www.dailymail.co.uk/news/article … ralia.html

2010 года выпуска. Эху мацы трудно будет объявить сие наветом и пришпандорить авторство Киселеву или Леонтьеву.

9

Spb написал(а):

Текст видимо отсюда
http://www.dailymail.co.uk/news/article … ralia.html

Не исключено.

10

Ящитаю - это прекрасно...
http://george-rooke.livejournal.com/427010.html

В 1800 году в Константинополь с дружеским визитом прибыл американский фрегат «Джордж Вашингтон». Там его увидел алжирский дей, который попросил… подарить ему этот фрегат. Немного офигевшие от такого предложения посол О’Бриен и капитан Бейнбридж постарались отказать правителю, при этом не вызвав войны. И в результате долгих переговоров дей попросил его просто уважить, и отвезти вместе с покупками и слугами в Алжир. Когда вышли в море – алжирцы подняли на грот-мачте свой собственный флаг, несмотря на возражения Бейнбриджа и О’Бриена, усмотревших в этом оскорбление флага США. 9 октября 1800 года «Джордж Вашингтон» тронулся в путь из Контантинополя, везя, согласно регистровым документам, алжирского посла, 100 чернокожих рабов, 99 мужчин, женщин и детей, 4 лошади, 150 овец, 25 голов рогатого скота, 4 льва, 4 тигра, 4 антилопы, 12 попугаев. В пути команде пришлось терпеть мусульманские молитвы пять раз в день (алжирцы поголовно были шиитами).
Когда корабль выходил из бухты Золотой Рог – на пристань высыпали изумленные мусульмане, которые возносили хвалу небесам и падали ниц, видя, какой у алжирцев (по их мнению) появился сильный корабль.
При этом дей потребовал его приветствовать на палубе каждое утро семью холостыми выстрелами из пушек. Американцы заартачились – это уж слишком! Но восточные люди умеют торговаться – дей предложил тогда 8 холостых выстрелов, и… он скосит 40 тысяч долларов из ежегодных выплат США Алжиру.
В результате американский фрегат прошел половину Средиземного моря под алжирским флагом, каждое утро приветствуя дея 8 пушечными выстрелами (чтобы было понятно – адмиралу США при поднятии на борт давали всего 5 выстрелов). Большего оскорбления берберы американцам нанести не могли.

11

Интересно про то, как начинался и развивался американский флот.
http://resfed.com/article-1743

12

doktor kurgan написал(а):

Интересно про то, как начинался и развивался американский флот.

Продолжение: правда не совсем по теме (паровые и броненосные экспромты времен войны Севера и Юга, а также строительство океанского флота)
http://resfed.com/article-1779
http://resfed.com/article-1798

13

Интересная статья Махова об том, чем кормили в Британском королевском флоте.
http://warspot.ru/5213-chem-pitalis-bri … xviii-veka
Некоторые блюда весьма интересны:

Основным блюдом из солонины был знаменитый «лабкаус» — мелко рубленная варёная солонина, смешанная с перемолотыми солёными селёдками и истолчённая затем в жиденькую, сдобренную перцем кашицу. Этот «мусс» могли глотать даже тяжелобольные. Немало матросов было обязано ему жизнью. Само название — «лабскаус» — пошло от норвежцев и дословно означает «легкоглотаемое». Рецептура лабскауса с течением времени менялась, и в более поздних плаваниях в него стали добавлять также лук, солёные огурцы и картофель.

Кстати, кетчуп, ЕМНИП, изобрели именно моряки...

14

Не совсем по теме - но очень интересная история.
http://pandoraopen.ru/2016-03-17/russki … 1847-goda/

В 1847 году 24-летний дерзкий столичный хлыщ, потомственный дворянин, отставной гусар Сергей Лисицын ступил на палубу корабля под Андреевским флагом, стремясь попасть в Америку.

Был принят в офицерской кают-компании дружелюбно, но в пьяном виде наговорил дерзостей командиру корабля и стал подбивать матросов на мятеж. Капитан приказал скрутить подстрекателя, завязать глаза и высадить на пустынный берег, с запиской…

Когда арестант освободился от пут и сорвал повязку с глаз, на горизонте он увидел уходящий корабль. Благородный капитан оставил ему чемодан с одеждой, три пары сапог, тулуп (Охотское море – не тропический океан), пару пистолетов, шашку, кинжал, запас сахара и чая, золотые карманные часы, складной нож, пуд сухарей, две фляги с водкой, чистые записные книжки, бритвенный прибор, огниво, запас спичек и даже 200 гаванских сигар.

Ко всему этому прилагались отличное ружьё с 26 зарядами и записка командира корабля: «Любезный Сергей Петрович! По Морскому уставу вас следовало бы осудить на смерть. Но ради вашей молодости и ваших замечательных талантов, а главное, подмеченного мною доброго сердца я дарю вам жизнь…Душевно желаю, чтобы уединение и нужда исправили ваш несчастный характер. Время и размышления научат вас оценить мою снисходительность, и если судьба когда-нибудь сведёт нас снова, чего я душевно желаю, то мы не встретимся врагами. А. М.».

Дальнейшая история весьма интересна, и, ИМХО, достойна экранизации.

15

Практическое веганство во французском флоте 18-го века - https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2765768.htm

16

Radarytch написал(а):

Практическое веганство во французском флоте 18-го века - https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2765768.htm

Угу, читал у Махова в ЖЖ об этом приколе.

17

Интересное о борьбе с цингой на парусном флоте.
http://sputnikipogrom.com/history/54194 … yB0CdSLQdX
И цитата от Махова:

В период с 1500 по 1800 годы умерло примерно 4 миллиона моряков. 2 миллиона из них умерло от цинги.

18

Битва за хлеб.
Вкратце: в 1692 г. во Франции начался лютый звиздец в ряде провинций, причем на фоне идущей войны за Испанское наследство. Король повелел а правительство предприняло ряд экстренных мер, в т.ч. и массовые закупки зерна. Летом 1694 формировался гиганский конвой (120 транспортов с зерном), который под охраной кораблей адмирала Жана Бара должен был выйти во французские порты из Балтики. По неясной причине конвой эскадры Бара не дождался, в пути был перехвачен голландской эскадрой. Жан Бар отправился тот конвой отбивать. Далее было эпично....
http://george-rooke.livejournal.com/534659.html
Небольшой эпизод:

Жан Бар перед абордажем, чтобы взбодрить своих товарищей пообещал, тому, кто принесет штандарт адмирала с голландского "Принс де Фриз" 10 пистолей, а тому, кто срубит и принесет кормовой флаг голландского флагмана - 6 пистолей.
За дело взялся матрос по прозвищу Провансалец. Он перепрыгнул на верхнюю палубу противника, в полете тесаком убил одного из голландских матросов, и начала карабкаться на фок-мачту, чтобы сорвать голландский адмиральский штандарт. Матросы "Принса де Фриза" открыли по нему жаркий огонь из пистолей и ружей, однако Провансалец упрямо лез по вантам вверх, не обращая внимания на свистящие мимо пули. Ему удалось сорвать флаг, но тут же одна из пуль отстрелила ему палец, а вторая прошла на вылет в бедро. Провансалец обмотал раненную ногу адмиральским штандартом, спустился вниз, и... ринулся к кормовому флагу, по пути пристрелив из пистоля голландского лейтенанта и разрубив тесаком голову голландскому солдату. Увидев, что голландцы заряжают катречницу, он ничком рухнул на палубу, и пули просвистели мимо, немного повредив его прическу. Провансалец поднялся, сорвал кормовой флаг, достав последний пистоль, выстрелил в голову голландскому матросу, и как кошка перепрыгнул по вантам на свой корабль.
Восхищенный Жан Бар тут же отсчитал храбрецу 16 пистолей, и подарил ему свою саблю в знак уважения к отваге и доблести Провансальца.
Естественно против таких орлов голландец долго устоять не мог.

19

Про французских пиратов.
http://qebedo.livejournal.com/tag/Корсарж

20

Для тех, кто считает, что европейская колонизация есть благо и приобщение диких туземцев к цивилизации:

Из книги Бернье «История последних политических переворотов в государстве Великого Могола»: «Первый же год господства Ост-Индской компании в Бенгалии дал резкий скачок в росте земельных налогов: размер ежегодного земельного налога при туземном правительстве за предыдущие три года, кончая 1764/65 г., составлял в среднем 7 483 тыс. рупий, или 742 тыс. ф. ст., в первый же год английского господства размер налога возрос до 14 705 тыс. рупий, или 1 470 тыс. ф. ст., т.е. был увеличен почти вдвое. Непрерывный рост дают налоги и по другим провинциям; например в Агре в первый же год английского господства земельный налог был повышен на 15 %, на третий же год – на 25 % по сравнению с общим размером налога туземного правительства. Земельный налог в 1817 г. – последнем году государства Махратта – составлял 80 лакх рупий. В 1818 г. – первом году британского управления – земельный налог возрос до 115 лакх рупий, а в 1823 г. уже составлял 150 лакх рупий, т.е. в течение 6 лет земельный налог возрос почти вдвое. За 11 лет (1879/80–1889/90) в Мадрасском президентстве было продано с аукциона в уплату земельного налога 1 900 тыс. акров земли, принадлежавшей 850 тыс. крестьянских хозяйств. Это означает, что 1/8 всего сельскохозяйственного населения президентства была лишена земельной собственности. Однако у крестьянства отбиралась не только земля, но и жилища, рабочий скот, нищенское имущество домашнего обихода, включая кровати, одежду, кухонные принадлежности».
...К тому же,  – и это специфика Ост-Индской компании – ей руководили временщики, которым было совершенно все равно, какая ситуация сложится потом. Главное было – за время своего президентства или контракта успеть набить свои карманы.
И в 1769-м рвануло.
Годом ранее, в 1768-м, в Бенгалии был неурожай из-за засухи. Весной 1769 года цены на зерно взлетели. В Муршидабаде 3 зиры (зира – 1.25 кг) зерна продавали за 1 рупию (рупия – 11.6 граммов серебра, фунт стерлингов – 103 грамма серебра, то есть 9 рупий составляют фунт стерлингов). Но беда не приходит одна. Одновременно началась и вспышка оспы. При этом летом дождей не было, и все посевы, сделанные осенью, погибли в декабре 1769 года из-за засухи.
И начался голод. Ужасный голод. Сравнить это можно только с голодом в Ирландии в 1740 года и в Советской России в 1920-21 годах. Вот как описал это чиновник ОИК Джон Шор (Shore): «Постоянно всплывают у меня в памяти сцены, где я вижу высушенные до костей руки и ноги людей, глубоко запавшие глаза, и безжизненный оттенок вселенского отчаяния в них. В ушах раздается вопль матери, затихающие крики умирающего младенца, стоны агонии людской повсюду. В диком замешательстве и природа – вопли шакала, крики стервятников, собака, упавшая и воющая на раскаленной дороге».
Кроме природы отличилась и британская ОИК. Прежде всего, из-за реализованной структуры власти. Дело в том, что в 1765 году Клайвом был заключен договор с навабом Бенгалии Надж-уд-Даулом, согласно которому наваб делегировал британской ОИК права милиции и армии (низамат), а так же право сбора налогов (дивани). При этом главным наместником (но без реальной власти) оставался сам наваб. То есть налицо две совершенно параллельные ветви власти, совершенно независимые друг от друга. Эта двойственность разделения власти была еще больше усугублена и другими причинами. Во-первых, англичане просто не имели опыта управления таким количеством людей. На тот момент население Англии составляло 5 миллионов человек. Население Бенгалии было в 6 раз больше – 30 миллионов человек.
Во-вторых, как мы уже говорили, служащие компании и ее директора были временщиками, им было совершенно все равно, что происходит вокруг. И вот губернатор Бенгалии Картье поднимает в разгар голода 1770 года арендную плату за землю на 10%. При этом англичан даже дружественные им индусы предупреждали – вы вывозите серебро и золото в Англию, соответственно стоимость драгметаллов в Бенгалии увеличивается. Раджи, которые раньше складировали зерно в своих амбарах как в аккумуляторах для продажи или на трудный год, теперь забивают амбары серебром и золотом – оно из-за вашего вывоза сейчас более ликвидный товар. Вы запретили сеять рис, и приказали все пахотные земли пустить на зерно. Это неправильно. Надо диверсифицировать посадки зерновых. Тогда неурожай зерна купируется урожаем риса. Наконец, не стоит во время неурожая поднимать арендную плату, людям нечем платить. Выбирая между едой и налогами они конечно же выберут еду.
Кроме того, на подчиненных компании землях в добровольно-принудительном порядке за фиксированную низкую цену изымались все излишки риса и зерновых, и продавались в другие районы по рыночным ценам. Это была своего рода продразверстка по-английски. Вообще работало все это следующим образом – до англичан крестьянин должен был сдать государству 10-15% урожая. С 1765 года налоги резко повысились – оброк государству (читай - Компании) возрос до 50% от урожая. Но и это еще не всё. Если урожая оставалось больше прожиточного минимума, определенного директорами, то излишек крестьянин тоже был обязан сдать, но за него платили фиксированную цену. Если излишек крестьянин прятал – его конфисковывали. В результате никаких запасов продовольствия не было сделано.
И 1770-й год для ОИК оказался шоком. Пытаясь хоть что-то сделать, губернатор приказал организовать трудовые лагеря, где все желающие получали работу за полфунта (220 грамм риса) в день. Срочно были посланы корабли в Китай – закупить рис. Причем часть риса была отложена для посева его в мае. Тем временем массы людей, руководствуясь слухами, бежали в более хлебные области, устилая все дороги и тракты своими трупами. Кучи сельхозугодий были заброшены. Каналы и ирригационные системы высохли и обвалились. Джунгли начали наступление на раньше цветущие города и деревни.
Наконец в сентябре удалось собрать неплохой урожай риса, а на севере провинции получили и урожай ячменя, но голод 1769-1770 годов сделал свое дело – из 30 миллионов населения Бенгалии погибло 10 миллионов человек.
В этой ситуации руководство компании, чтобы избежать банкротства, не нашло ничего лучше, чем обратиться к правительству Англии за финансовой помощью, попросив 1 миллион 400 тысяч фунтов, и снизила выплаты акционерам с 12.5% до 6%. Правительство сначала ничего не поняло – ребята, ворочающие миллионами, вы сейчас вообще о чем? Голод? А когда стало ясно, что он будет? Согласно отчетам вице-губернатора Бенгалии Кэмпбелла – первые признаки появились 1 февраля 1769 года в Бихаре. 1 августа того же года, стало ясно, что сейчас рванет. 23 ноября голод уже свирепствует во всю. На 16 марта 1770 года погибло по разным оценкам уже 2-3 миллиона человек. И вы сейчас, в сентябре 1770-го, просите помощь?
А чем вы занимались во время голода? Честный ответ Картье удивил даже многих видавших виды депутатов Палаты Общин – ОИК во время голода в Бенгалии спекулировала зерном и рисом! Служащие компании, вместо того, чтобы открыть магазины для голодающих, придерживали зерно и рис в хранилищах, чтобы продать его подороже и обогатиться! Они даже умудрялись воровать рис из пайков трудовых лагерей, сократив его наполовину! В общем, слова Черчилля в 1943 году вполне могли сказать и директора ОИК 1760-х: «Есть голод или нет голода, индусы будут размножаться как кролики». Именно такое отношение было к местному населению.

21

Зрада!
http://george-rooke.livejournal.com/616 … l#comments

А давайте я загадку загадаю?)))
На невольничьих судах рабов откармливали московским жиром, который покупали в Голландии.
Что имеется ввиду под этим названием? Этот продукт всем нам хорошо известен.

И ответ:

- Сало, небось?)Бедные негры
-Оно самое)  То, что мы знаем, как украинское сало)  зрада по ходу)

22

doktor kurgan написал(а):

Сегодня 10:57:05


Да, любопытно

The first meal was of our large beans boiled, with a certain quantity of Muscovy lard, which we had from Holland, well packed up in casks.

https://books.google.ru/books?id=TaWjAQAAQBAJ&pg=PT105&dq=Muscovy lard&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiPkNSdo6jSAhVkb5oKHf0SCtsQ6AEILTAC#v=onepage&q=Muscovy lard&f=false

23

Прелесть какая...
http://george-rooke.livejournal.com/628055.html

Когда мне становится скучно или грустно - я всегда откладываю очередную книгу и лезу в историю US Navy. Ей богу, еще ни разу не подводила - всегда найдешь что-то, над чем не знаешь - плакать или смеяться.
Речь о единственном мятеже на борту американского военного корабля - так называемая "Побудка на бриге "Соммерс" (Somers Affair).
Бриг USS Somers - это было учебное судно для подготовки гардемаринов. 13 сентября 1842 года бриг отплыл из НЬю-Йорка и взял курс на Западную Африку, а оттуда в Вест-Индию. Командовал кораблем коммандер Александр Слайдер Маккензи. Надо сказать, что Маккензи был человек очень умный, знаток морского дела, но жесткий и колючий, как и положено старому "морскому волку". А поскольку после войны 1812 года флот был популярен и в гардемарины шла "золотая молодежь" - конфликт "мальчиков-мажоров" и бравого моряка был неизбежен.
Маккензи решал все проблемы просто - при неповиновении он выстраивал всю команду брига (120 человек) вдоль борта, выводил провинившихся, приказывал снять штаны и пороть. На крики "да ты знаешь, что я папе скажу?", "да ты знаешь, что с тобой дядя сделает?" Маккензи внимания не обращал, и обычно понты имени Багдасарян служили для него лишь дополнительным мотивом выбить дурь из великовозрастных балбесов.
25 ноября 1842 года к Маккензи подошел стюарт Джошуа Уэлс и сообщил, что на судне составлен заговор. Приблизительно 20 гардемаринов задумали поднять мятеж, убить капитана, офицеров пустить по доске, а дальше... пойти пиратствовать в районе острова Пинос. Сначала коммандер не поверил, и спросил, а кто инициатор? Ответ поразил еще больше - мичман-переросток, 19-летний Филипп Спесер, на всякий случай - сын военного министра Джона Спенсера.
И тут сомнения отпали. Дело в том, что Спенсер-младший любил всего две вещи - бухать и издеваться над людьми. Если это получалось совместить - он получал интеллектуальный оргазм.
Многие американские историки, рассказывающие об этом эпизоде, говорят, что Спенсер не планировал, он мечтал. Ну как мечтает или фантазирует ребенок. Они на мой взгляд не понимают одного - речь идет не о 14-летнем парне, а о 19-летнем детине, который считал, что ему все в этой жизни позволено и реально попутал берега.
Начали допрос Спенсера - он ответил, что да, хотел собрать сообщников, захватить оружие в караулке, командира убить, офицеров - тоже, ну а далее - "грабь-бухай-отдыхай". Команды захваченных кораблей планировалось топить, женщин, ежели попадутся, оставлять на корабле в качестве практического материала для ебли.
При обыске у Спесера был найден список членов экипажа, которые были согласны с его планом.
Спенсер и еще 4 человека были взяты под стражу.
У Маккензи было два варианта. Первый - судить зачинщиков мятежа на берегу, благо, плавание через две недели заканчивалось. Второй - созвать военный совет сейчас, немедля, и решить все здесь.
Коммандер выбрал второй вариант. И здесь опять историки расходятся, описывая побудительные причины Маккензи. Одни говорят, что арест Спенсера и его сообщников озлобил остальных гардемаринов, которые решили в чисто американском духе, что "их права попраны, и остается только реализовать право на восстание", то есть готовились освободить задержанных и поднять мятеж. Вторые, и я именно с ними согласен, считают, что Маккензи решил судить уродов в море, чтобы им не помогли их высокопоставленные папочки.
Мичмана Филиппа Спенсера, уоррент-офицера Сэмьюэла Кромвеля и матроса Элайшу Смола в результате судили открытым судом - в кают-компании, при собрании всех офицеров и 12 выборных присяжных из состава остальной команды. К этому времени в колодках сидели еще как минимум 8 человек, и дисциплина на судне явно хромала. В результате слушаний было постановлено, что трое виновны в подбивании к мятежу, и 1 декабря 1842 года повешены на реях, а после - погребены в море.
14 декабря бриг прибыл в порт и коммандер Маккензи попал под суд по вопросу правомерности своего решения. Там он повторил все свои доказательства, привел список Спенсера (желающие могут с ним ознакомиться в Вики), и в результате трибунал признал его невиновным, несмотря на давление богатых папенек. Правда с работы с курсантами его сняли от греха подальше.

ЗЫ: возможно стоит сюда добавить и этапы "большого пути" Филиппа Спенсера до мятежа на "Соммерсе".
Сначала учился в колледже Хоббард (Женева), откуда выгнан за драки с преподавателями.
Переведен в Юнион Колледж (Нью-Йорк), где основал "Чи-Пси братство" (эдакая республика ШКИД, направленная против учителей и за братство студентов), но потом ему надоело учиться, он сбежал и завербовался на китобой в Нантекете. Папа его разыскал и снял с китобоя буквально в последний момент - потакая сыну, он предложил ему тогда пойти на военный флот, чтобы "служить как джентльмен". Сын согласился. Сразу сделали мичманом, перевели на 74-пушечный "Норт Каролина", полгода службы - драка с офицером под бухлом. Перевели на фрегат "Джон Адамс", чтобы избежать трибунала - в Рио пьяная драка и избиение с увечьями английского офицера. Чтобы избежать суда - подал в отставку. Отставку не приняли, перевели на бриг "Соммерс".

24

Цикл статей Махова, посвященных основанию и деятельности британской Ост-Индской торговой компании.
https://sputnikipogrom.com/go/history/e … a-company/

25

Интересное об противостоянии береговых батарей и парусных кораблей - середина 19-го века, на примере одного боя.
http://george-rooke.livejournal.com/665875.html

Датские корабли обладая 132 орудиями, сделали по врагу 6000 выстрелов. Итог - у сепаратистов было 4 убитых и 18 раненных, 1 орудие было сбито с лафета, не пострадали даже полевые пушки.
Две батареи (4 и 6 орудий) сделали по противнику 450 выстрелов. Итог - 2 корабля фактически уничтожены, датчане потеряли 134 человека убитыми, 38 раненными и 936 пленными.
Сражение в Эскернфьорде стало шоком прежде всего для англичан - получалось, что подавление береговых батарей с моря фактически невозможно! Еще раз - у шлезвигцев было 10, хорошо, ладно - пусть 14 пушек против двух крупных кораблей. Итог - корабли уничтожены. Предложений, как купировать это, было много, но до Крымской войны так и не решили, какой набор мер может спасти при подобном раскладе.
А сколько кораблей надо, чтобы подавить 610 орудий Севастополя?
При бомбардировке в октябре 1854 года союзники боялись сближаться с батареями ближе 1000 ярдов. И все равно, как итог - "Агамемнон" получил 240 попаданий, "Виль де Пари" получил 100 попаданий в паруса и такелаж, 50 - в корпус, 3 - подводные, одна бомба чуть не угодила в крюйт-камеру, взрыв другой снес ют корабля. "Альбион" и "Аретуза" после бомбардировки отправили в Стамбул на ремонт, они с трудом держались на воде. Пожары были на "Лондоне" и "Куин", на "Наполеоне" с трудом заделали опасную подводную пробоину, бомба, попавшая в "Шарлемань", пробила все палубы и взорвалась в машинном отделении, на Роднее было повреждено рулевое управление, и он сел на мель. Потери составили свыше 500 человек.
А каковы же потери севастопольских батарей? 138 человек убитыми и раненными, и около десятка орудий легко повреждены.
Думаю, теперь вопрос - почему орда не стала брать Севастополь с моря - отпадает?
Кстати, теперь вы можете понять, почему англичане ТАК радовались взятию Бомарзунда с моря.

26

Интересно о составе британского парусного флота - от юнги до адмирала.
http://warspot.ru/9499-ot-yungi-do-admirala

27

О работорговле на Черном море в 19-м веке и способах борьбы с этим явлением.
http://george-rooke.livejournal.com/692893.html

После проигрыша Россией Крымской войны русским военным судам были запрещены крейсерства у Кавказского побережья. Началось опять раздолье для контрабанды и работорговли. Проблема осложнялась еще и тем, что право плавания на более или менее близком расстоянии от берега давно представляло предмет споров между морскими державами и четко не было определено. Поэтому, с наступлением весны 1857 года по восточному берегу Черного моря, Россией было открыто пароходное сообщение, а не крейсерство. Командирам пароходов была дана строгая инструкция избегать столкновений с английскими и турецкими судами впредь до особого приказания.
Так, 26 октября 1856 годп прибыл на рейд в Сухум-кале английский коммерческий пароход "Кангару”, до этого посетивший черкесский берег. Капитан корабля не предъявил коменданту никаких документов. На вопрос, зачем он приставал к неприятельскому берегу, ответил, что по Парижскому трактату плавание в Черном море для коммерческих судов всех наций объявлено свободным, и что в скором времени он опять придет в Вардане за грузом.
Владетель Абхазии князь Шервашидзе сообщил, что другого груза, кроме невольников и невольниц, не может быть с черкесского берега и что, работорговля, таким образом, возобновляется при содействии англичан
Турецкие купеческие суда и кочермы беспрепятственно приставали к берегу, начиная от Новороссийска и далее к югу . Например, 15 октября в Новороссийской бухте стояло 5 турецких судов, торговцы устроили на берегу временные лавки. В них продавали товары поселившимся там и приезжающим горцам.
Естественно, ни Кавказскую армию, ни российское правительство такое положение дел не устраивало. Надо было придумать какой-то выход, и его нашли главнокомандующий Кавказским корпусом князь Барятинский и генерал-майор Филипсон. Они рассуждали просто - согласно условиям Парижского мира по недосмотру Англии восточное побережье Черного моря признано за Россией. Соответственно на Кавказе идет не война, а своего рода АТО против восставших племен. Соответственно для борьбы против контрабанды и работорговли в данном регионе нужно вести силами морской полиции. И они предложили создать "морскую кордонную стражу собственных наших берегов”. Это уже, извините, не флот, поэтому крейсировать вдоль Кавказского побережья может хоть весь год.

http://george-rooke.livejournal.com/693481.html

Если кратко - основным экспортным товаром Северного Кавказа к началу XIX века были рабы. Даже в 1830-е годы из региона турки вывозили до 4000 рабов в год. Стоимость раба «на месте» была 200-800 руб., а при продаже в Османской империи — уже 1500 руб., то есть рентабельность у бизнеса была хорошая - 100% наценки как минимум. Невольников в Турцию продавали сами народы Северного Кавказа, точнее, их знать — черкесы, дагестанцы. Кто собственно говоря был рабами? Ну во-первых, туда определяли пленных, в том числе и русских людей, которых похищали с Кавказской линии. Во-вторых, собственные соплеменники. В-третьих, многие семьи (тут моих знаний не хватает, иначе бы сказал - народности, но не уверен) зачинали детей только с одной целью - продавать их и получать с этого гарантированный доход. Например адыгские папы очень радовались, когда у их жен рождались девочки, которые ценились гораздо дороже, чем мальчики. Их с удовольствием покупала татарская и турецкая знать для своих гаремов.
...В 1815 году на Венском конгрессе царь Александр I от имени России подписал обязательство вместе со всеми странами-участниками бороться с мировой работорговлей, и собственно это и стало началом такого образования Черноморского флота, как Кавказский патруль. Вообще, интересно, правда? У нас переведены сотни книг о британской борьбе с работорговлей, мы все знаем про Западно-Африканский патруль и т.д., а вот борьба с работорговлей не особо меньшего масштаба на Кавказском побережье как-то прошла мимо нашей пропаганды.
Естественно, что ответственным за эти патрули стал Черноморской флот, который ими и занялся на постоянной, а не спорадической основе с 1829 года, после того как был заключен Адрианопольский мирный договор, согласно которому Закубанье отошло России. Но при Грейге, как я уже писал, подготовка Черноморского флота была не ахти, поэтому чаще всего крейсирования ограничивались двумя-тремя месяцами в год, в сентябре корабли уходили в Севастополь, и дальше турецкие работорговцы выходили из Синопа и Трапезунда к Черкессии, где загружались "живым товаром" и шли обратно к берегам Турции.
"Чтобы незаметно миновать российские патрульные крейсеры и причалить к берегу, турецкие капитаны предпочитали тёмные, по возможности безлунные ночи. В подобных условиях попасть к пункту встречи с кавказскими продавцами «живого товара» было сложно, была опасность выйти к русским укреплениям. «Ночью, при благоприятном ветре, контрабандные суда совершали путь вдоль берега по огням, которые зажигали и поддерживали в горах черкесы». Причалив к берегу, контрабандисты делали несколько выстрелов, на которые собирались окрестные горцы. После того как корабль разгрузили, его обычно вытаскивали на берег и маскировали ветками или затапливали в устье рек до следующего рейса."
Тем не менее даже во времена Грейга русские крейсерства были довольно эффективны - за сезон могли перехватить до 54 (1832 год) турецких работорговцев. Если на судне обнаруживались русские, которых везли на продажу в Турцию - команду и корабль топили без вопросов. В ответ работорговцы первым делом при встрече с русским патрулем старались выкинуть за борт русских, чтобы иметь шансы выжить. Тем не менее, русские проводили опросы членов команды и пленников, и если выясняли, что русские были выкинуты за борт - смерть работорговцев была еще более жестокой - из запирали в трюме и сжигали на фиг.
Тем не менее турецкие работорговцы все равно шли на риск.

28

Занятное про логистику ЧФ во времена правления Николая №1.
https://george-rooke.livejournal.com/734273.html
Интересный момент про тогдашнее микрокредитование:

Снабжением Черноморского флота изначально занималась, если так можно выразиться, греческая финансово-купеческая группировка, но примерно к 1827 году она уступила пальму первенства еврейской. Тадеско - конечно талантливый народ, но согласно своим принципам они видели свой главный доход не в поставках гнили по цене нормального провианта и не в завышении сумм контрактов, а... в ростовщичестве.
Помните Слаенова, спекулировавшего хлебом в Республике ШКИД? Вот примерно так же работали и еврейские подрядчики, только не с хлебом - с зарплатами господ офицеров. Понятно, что жалование в Севастополе не было столичным, и денег не хватало, к тому же были задержки по выплатам, иногда на год и больше. И евреи открыли в городе ростовщические лавки, что-то типа нынешних МигКредитов или БыстроДенег, где процент достигал 5% в неделю. Естественно матросы и офицеры, поскольку жалование при Александре и в начале царствования Николая выплачивалось нерегулярно, бежали в заведения, "занять трешку до получки", и к 1830-м сложилась абсолютно дикая ситуация - множество офицеров нахватали столько кредитов, что не могли погасить не только кредит, но и проценты. Это вообще вызвало чуть ли не революционную ситуацию в городе. Прям по Ленину: "верхи не могут, низы не хотят".
Николай долго пытался призвать Грейга к ответу, как-то решить проблему, но Грейг, как и его обер-интендант Критский, и сам был повязан с еврейской финансовой группировкой, поэтому не собирался пилить сук финансового благополучия, на котором сидит. Довел он все к 1830-му году аж до ситуации бунта, который начался со слухов о чуме (которой не было по факту), Бенкендорф вообще подозревал, что недовольные офицеры ЧФ организовали тайные общества по примеру декабристов.
Решать это все пришлось Лазареву и.... Бенкендорфу. Речь идет о событиях, которые происходят как раз после смерти Казарского.
Вот как описывает действия Лазарева и 3-го Отделения в 1834 году секретарь военно-научного общества Черноморского флота Сергей Горбачев: "В Севастополе, совершенно внезапно, 19 мая было введено чрезвычайное положение. В течение 24 часов все евреи ростовщики были из города выселены без права появляться здесь под угрозой отправки на каторгу. Жандармами были уничтожены все долговые бумаги (которые наплевали на право частной собственности, нажитой нечестным путем). Можно представить себе восторг моряков-черноморцев, для которых имя Николая Первого стало чуть ли не священным. Его любили не по обязанности, а искренне."

29

Про то, как во время Крымской ожидали вторжения русских кораблей эскадры Путятина в Австралию - и что из этого вышло.
https://george-rooke.livejournal.com/805877.html

...в конце июля 1854 года было принято решение организовать береговую стражу в основных пунктах, где могут появиться русские фрегаты. В частности - в Порт-Филиппе в одноименном заливе (ныне это один из районов Мельбурна) было размещено до 700 ополченцев и пара сотен солдат из Инженерного батальона. В свободное время парни отрабатывали действия по отражению гипотетического русского десанта, ну и налаживали сигнализацию на разный случай.
Однако практика показала, что гипотетически у нас есть 3 миллиона долларов, а практически.... учения и реальность немного отличаются.
Итак, чуть ранее, в начале июля по предложению капитана Росса для защиты побережья Австралии было решено привлечь два парохода - это знаменитейший винтовой железный пароход Great Britain, и деревянный колесный пароход Ann. Задачей этого мобильного отряда было курсировать вдоль австралийских берегов и вылавливать русские суда, которое вот-вот нагрянут грабить австралийскую обетованную землю. 21 июля Great Britain вышел в плавание, и к 17 августа практически исчерпал запасы угля, поэтому было решено зайти в Порт Филипп, пополнить его запасы.
Утром 18 августа дозорные в Порт Филиппе увидели большое, судя по всему вооруженное парусное судно, направляющееся прямо к гавани порта. Тотчас же были зажжены сигнальные костры, которые возвестили о том, что на подходе русские.
Начальник береговой охраны Киндл скомандовал ополченцам "в ружье!", однако... из бараков вышли буквально три человека, остальные продолжали спать. Был дан приказ бить в барабаны и дуть в сигнальные свистки, сообщая о возможном десанте, однако такая какофония сыграла совершенно обратное действие - кучи австралийцев, кто в чем проснулся, начали выпрыгивать из дверей и окон и срочно покидать бараки, направив свои конечности к выходу из города.
Меж тем Great Britain был обстрелян секретом из ружей, и на корабле на полном серьезе подумали, что Порт Филипп уже захвачен русскими, значит надо готовиться к бою. Отблески и дым сигнальных костров были приняты за горящие дома, и пароход уже был готов высадить десантную партию, но останавливало только одно... Если русские здесь, то значит где-то рядом должны быть и русские корабли. Авось они тут пароход заблокируют в бухте, и потом методично разнесут в щепки, пользуясь своими мощными 24-фунтовыми пушками? Капитаном было принято решение - дать пару залпов по берегу и держаться мористее, с возможностью быстро покинуть район Порта Филиппа.
Соответственно, дозоры, увидев что корабль начал огонь, уже не сомневались - блин, это реально русские. И драпанули в полном составе, сея панику и неразбериху.
Запыхавшийся гонец прибыл к губернатору Роберту Найклю, и сообщил - русские высадились в Порт Филиппе. Тот не поверил. Мало того, что основная часть войск разбиралась сейчас с бузотерами на шахтах Нового Уэльса, так получается классически - "война на пороге, а мы не готовы"! Он решил проверить данные ополченцев, и прибыл к берегу, решив внимательно рассмотреть корабль. Его смутила большая труба, все-таки у русских насколько он знал, больших пароходов на Тихом океане не было. К тому же у корабля было ЧЕТЫРЕ мачты. В результате было принято решение - послать к судну шлюпку карантинной охраны для переговоров, и все выяснить.
Таможенники, отплывая, без стеснения плакали и прощались, понимая, что из лап русских варваров живыми они уже не вернутся. С отчаянием обреченных они поплыли к пароходу, который лежал в дрейфе на выходе из бухты...
Капитан Great Britain тем временем подумал, что русские высылают парламентеров, приказал выстроиться всем морякам, при себе иметь личное оружие.
Таможенники взобрались на трап, и... через 10 минут стало понятно, что русскими тут и не пахнет. Далее все завертелось в обратную сторону. На берег прибыли повеселевшие таможенники, сообщившие, что корабль - это наш, английский, австралийский Great Britain, вскоре и сам пароход на последних остатках угля зашел в гавань, и началось всеобщее ликование и веселье - береговая стража избежала столкновения с русскими, а пароход не встретился с фрегатами Путятина. Как говорится - пронесло!

30

Интересное видео про то, что из себя представляет парусный корабль, его парусное вооружение, его экипаж.

Ожидаются продолжения.


Вы здесь » У Горностая » Военно-исторический раздел » Парусный флот, мореплавания и торговля